По итогам 2022 года объем энергопотребления майнерами криптовалют в России снизился на 49% и составил менее 5 млрд кВт⋅ч. Об этом говорится в отчете Аналитического центра ТЭК (АЦТЭК), с которым ознакомился ТАСС.
По данным экспертов, соответствующий годовой показатель в мире составляет порядка 100-110 млрд кВт⋅ч.
Доля майнинга в энергопотреблении РФ составляет около 2,5-3% при официальной оценке менее 1%.
Согласно отчету АЦТЭК, бытовая добыча криптовалют является острой проблемой для регионов с низкими тарифами на электрическую энергию — Иркутской области, Красноярского края и Северо-Кавказского федерального округа.
В частности, в Иркутской области по итогам 2021 года потребление электроэнергии превысило уровень 2020 года более чем на 50%.
Это привело к большим нагрузкам на электросети и, как следствие, к отказу оборудования, а также усугубило проблему перекрестного субсидирования в энергетике. Кроме того, гарантирующие поставщики были вынуждены докупать по нерегулируемым ценам объем электроэнергии для покрытия внепланового спроса населения.
Для решения проблемы АЦТЭК предлагает ввести прозрачное регулирование коммерческой добычи криптовалют с целью ее легализации и дифференцированные тарифы для населения в зависимости от объемов потребления.
Сторонние эксперты добавляют, что выходу майнеров из тени могут способствовать налоговые стимулы, учитывая сложность закупки оборудования на фоне ухода производителей чипов из РФ.
Напомним, согласно подсчетам оператора дата-центров BitRiver, по итогам первого квартала 2023 года РФ впервые вышла на второе место в мире по объемам задействованных в майнинге мощностей — 1 ГВт.
При этом Минфин оценил ежегодную добычу криптовалют в стране на уровне $4 млрд. Потенциально индустрия может приносить в госказну порядка 20 млн рублей в год, подсчитали в ведомстве.
Регулирующий отрасль законопроект зарегистрирован в Госдуме РФ с середины ноября 2022 года. Он обязывает физических и юридических лиц отчитываться перед налоговой службой о добытых криптовалютах с указанием адреса зачисления. Его принятие ожидается в 2024 году.